Взгляд изнутри: как инвесторы оценивают предложения в области виртуальной и дополненной реальностей

Корпоративные инвесторы уже вложили много средств в стартапы, работающие в области дополненной реальности и виртуальной реальностей. Также как венчурные капиталисты, они в восторге от возможностей, которые могут предложить дополненная и виртуальная реальности. Но их цели весьма различны.

Корпоративные инвесторы хотели бы, чтобы дополненная и виртуальная реальности добились успеха, что привело бы к спросу на их собственные платформы. Дополненная и виртуальная реальности смогут стать рынком с $120 миллиардным оборотом к 2020 году согласно Digi-Capital.

UploadVR и VR Accelerated провели обсуждения по инвестициям в виртуальную реальность, позвав Эд Руфь из Verizon Ventures и Ричарда Тапалага, главного менеджера по инвестициям в компании Qualcomm Ventures. Основатель UploadVR Тэйлор Фриман был модератором обсуждения.

В статье предлагается отредактированная беседа. Мы также проводили обсуждения о венчурном капитале на ранних стадиях и более поздних стадиях развития индустрии.

Тэйлор Фриман: Эд, я знаю что вы ребята, сфокусированы в основном на технической стороне, на канале, на компрессии, на распространении. Большое количество людей занимаются этим же. Что вы думаете об этом, и какова дальнейшая стратегия компании Verizon в этой области? Как я должен думать о больших корпоративных клиентах, когда они придут ко мне с предложениями о покупке или партнерстве?

Эд Руфь: Позвольте представиться: я из Verizon Ventures. Могу ли я попросить поднять руки предпринимателей, которые находятся в комнате? Большое спасибо. У вас впереди долгая и тяжелая дорога. А теперь, пожалуйста, поднимите руки инвесторы или потенциальные инвесторы. Отлично. Соответственно, можно сказать, что у нас участвуют в обсуждении в основном предприниматели и небольшое количество инвесторов.

А теперь, предприниматели, сфокусированные на виртуальной реальности, и, хотелось бы уточнить, на виртуальной реальности, а не на дополненной. Дополненная реальность действительно именно дополнена некоторыми деталями, а виртуальная реально погружающая? А если посмотреть со стороны дополненной реальности?

Позвольте мне ответить на этот вопрос. Мы одни из немногих корпоративных инвесторов, которые еще не инвестировали в эту область. Мы наблюдаем за ней уже некоторое время. И мы являемся реалистами. Реальность среди инвесторов на данный момент такова — разговоры о новом пузыре приводят к его раздуванию. Да, я так и думаю, что сейчас можно наблюдать некоторое раздувание пузыря. Это также приводит к вопросу о том, что мы увидим в дальнейшем, выстрелит ли эта тема или она сдуется, и мне не кажется что мы видим явную дорогу к успеху. И связано это с оптимизмом и энтузиазмом, а не с реалиями действующего рынка. Он конечно же будет, но его становление займет некоторое время.

Наш взгляд на инвестиции в этой области таков: если у вас есть интересная базовая технология, которая защищена как интеллектуальная собственность — это и есть начальная стадия развития экосистемы. Это и есть платформа. Сегодня этой платформой являются гарнитуры и шлемы виртуальной реальности. И затем появляются основные инструменты, как кирки и лопаты, которые нам необходимы для создания контента. Мы находимся на уровне лопаты и кайла. Мы только начинаем видеть компании полного цикла, которые начинают приходить на рынок. Мы видим некоторых из них уже на рынке сейчас.

Как инвестор, вы начинаете сильно нервничать по поводу рынка и времени его созревания. В данный момент мы сосредоточены на инструментах, кирках и лопатах, потому что думаем, что сейчас подходящее время, чтобы инвестировать в это. Но мы также собираемся быть полноценными пользователями кирки и лопаты. Мы поможем расти этой части индустрии.

С одной стороны, у вас есть большой гигант телекоммуникационной инфраструктуры, который, в конечном счете, станет проводником в безграничные возможности виртуальной и дополненной реальностей. На сегодняшний день, большинство возможностей ограничено каналами доставки, но уже очень скоро они перешагнут эти границы. Мы строим 5G-сеть, которая, как мы считаем, охватит Соединенные Штаты. Мы устанавливаем стандарт для этого, и работаем с большим количеством игроков индустрии, чтобы приблизиться к пониманию того, какими будут требования к сети. Мы пытаемся достичь правильного понимания того, какая потребуется пропускная способность, и какие возможности будут предоставлены для пользователей гарнитур. Это поможет нам понять типы инструментов, которые будут необходимы для создания контента, какая будет необходима скорость передачи данных и какого размера будут файлы.

У нас также есть фирма Verizon Digital Media Services. Вы можете не знать этого, потому что вы не сфокусированы на сделках B2B, но мы являемся эксклюзивным партнером Диснея для всего контента, который вы просматриваете на вашем мобильном устройстве. Мы можем перекодировать, переделывать и кэшировать его на границах сети. ESPN, Disney Channel, и тому подобные. Это большой бизнес. В нашей организации он находится под руководством Тима Армстронга. Мы смотрим на устройства на стороне рендеринга — это может быть высококлассное облачное решение, лишь частично работающее на устройстве — так что мы можем понять требования.

Сегодня мы сосредоточены именно на этом. Но через год или два, такие платформы как эта начнут размножаться, и мы начнем понимать, кто из участников стал победителем или проигравшим в отношении этой платформы, начнут появляться стандартные услуги, и они смогут быть масштабированы на этом рынке. С точки зрения AOL и Yahoo, это самая интересная работа, но у нас уже есть опыт, мы уже были агрегаторами контента. В конечном счете, мы же поддерживаем рекламные сети в этой среде. Мы будем искать услуги, которые создают стандартные повторяющиеся модели поведения, привлекают внимание, и имеют возможность превратиться в деньги таким образом, что это согласуется с нашим основным бизнесом, рекламой. Это те области, которые мы изучаем прямо сейчас.

Тэйлор Фриман: Существуют ли конкретные примеры, на которые вы смогли бы указать аудитории, как на наиболее ценные, по вашему мнению инструменты для следующего года?

Эд Руфь: Время виртуальной реальности для нас как для инвесторов, я бы не сказал что прошло, но пока остановилось. Прямо сейчас, мы смотрим в большей степени на дополненную реальность. Pokemon Go является очень хорошим примером контента, наложенного на реальный мир, но, если вы захотите расширяться и дальше, вы можете увидеть такие вещи, как целые дополненные миры окружающей среды, которые будут доставлены пользователям. Или же ваше окружение сможет обеспечить доставку различных видов контента. Вы будете иметь дополнительную геоинформацию. Вы сможете использовать распознавание объектов. И базы данных, которые будут лежать в основе всего этого, еще только должны быть созданы.

В конце концов, как вы будете визуализировать в цифровом виде физические объекты в очень реалистичном виде? Если вы видели какой-либо из демо-роликов Magic Leap на YouTube, то это только начало. Вы можете представить себе количество и варианты контента, которые в конечном итоге будут наложены на мир. Мы считаем, что это может стать смыслом/идеей многих бизнесов в этой категории. Мы всматриваемся в это пространство в поисках любых возможностей.

Тэйлор Фриман: Вы упомянули о том, что находитесь в состоянии паузы, и теперь вы смотрите на дополненную реальность. На корпоративной стороне вы заложили фундамент. Вы нашли инструменты, в которые вы хотите инвестировать. Является ли это моментом для следующего поколения не корпоративных инвесторов прийти и построить что-то новое поверх вашего фундамента? Мне интересно, что вы думаете о всем венчурном капитале, а не только со стороны корпоративного интереса.

Эд Руфь: Одна из вещей, которые мы видели, состоит в том, что самым ранним компаниям, создающим базовые инструменты виртуальной реальности, пришлось быть большим, чем простыми компаниями по изготовлению инструментов. NextVR является отличным примером. Они компания кирки-и-лопаты. Они создали лучший инструмент для захвата и визуализации контента высокой четкости в реальном времени в среде с возможностью погружения. Но они делают полный стек протоколов, потому что в первые дни индустрии им просто приходится делать это. Со временем, мы надеемся увидеть некоторое упорядочивание и рационализацию. Это одна из тех компаний в которые мы хотели бы инвестировать, но мы просто упустили эту возможность.

Пауза для нас действительно важна, для оценки сегодняшнего рынка и его перспектив. У нас нет цели покупки в собственность с точки зрения компании. Мы ищем компании, которые имеют стратегическое значение для того, что мы делаем и это будут разумные хорошие финансовые вложения. Пауза действительно обоснована… рынок почти вышел из стадии кирки и лопаты, а также наши оценки достигли точки, где видно, что сейчас для нас просто не самое подходящее время для инвестиций.

Касательно дополненной реальности вы правы. Она находится на более ранней стадии развития. Средний размер наших инвестиций составляет порядка 2-5 миллионов $. Это хорошая возможность для нас грамотно вложить капитал, при этом также отличная возможность помочь начинающим компаниям и обеспечить удачный возврат инвестиций.

Тэйлор Фриман: Ричард, не хотелось бы вам немного рассказать о себе?

Ричард Тапалага: Я инвестиционный менеджер компании Qualcomm Ventures. Я отвечаю за стратегию и инвестиции по всем областям, касающимся дополненной и виртуальной реальностей. Мы часть глобальной организации, и мы должны находить многие новые вещи, которые помогут продвинуть нашу беспроводную экосистему.

У нас есть несколько основных инвестиционных тем. Одна из них касается основных микросхем и систем на кристалле. Другая — пограничные технологии, которые мы видим, как своего рода одну большую вертикаль. Есть такие вещи, как дополненная и виртуальная реальности, автомобилестроение, беспилотные летательные аппараты, робототехника. А есть горизонталь, в таких областях, как безопасность и облака. Это именно то, где, в основном, мы и инвестируем. Я скажу, что мы вкладывали в дополненную и виртуальную реальности уже не один год. Мы сделали свои первые инвестиции в дополненную реальность еще в 2011 году, когда это еще казалось неким трюком или фокусом. Теперь это уже реальная основа для дальнейшей работы. Мы сделали около полудюжины инвестиций в целом.
Как я уже сказал, мы глобальная компания. У нас есть семь офисов по всему миру. Три из этих отделений уже сделали капитальные вложения в виртуальную и дополненную реальности. Нам нравится быть агрессивными, там, где мы можем, и занять лидирующие позиции в этих компаниях.

Тэйлор Фриман: Вы были среди инвесторов Magic Leap. Вы недавно инвестировал в Owlchemy Labs, которая является удивительной компанией. Компании, которые толкают эту отрасль вперед, действительно взлетают. Как бы вы посоветовали другим корпоративным инвесторам подумать об этих возможностях? Кроме того, как бы вы посоветовали первичным и ранним инвесторам думать о компаниях, которые находятся в состоянии двигаться в сторону приобретения или IPO?

Ричард Тапалага: Стоит сделать ремарку, мы смотрим на мир двумя различными способами. Мы смотрим на нижний сегмент и на высокий уровень немного по-разному. На нижнем уровне мы будем немного более агрессивными. Команды являются наиболее важной частью любых инвестиций. Но то, что мы хотели бы реально увидеть — это истинное лидерство в технологиях. Это встречается намного реже, чем вы, вероятно, думаете. Нам хотелось бы увидеть связь между тем, что происходит в настоящее время на рынке и тем, что все хотят увидеть в областях виртуальной и дополненной реальностей в будущем.

Будущее всех этих платформ будет без привязи, действительно беспроводным. Это естественно для этой отрасли. Для того чтобы выйти за пределы консоли, за пределы наследия платформы, оно (будущее) должно быть мобильным. Это должно стать чем-то, что… каждый полюбит использовать, по аналогии со смартфоном. Вы вышли из дома, прошли пять километров, разве будете возвращаться к телефону? Он просто должен быть мобильным. Это понимание важно для работы венчурных инвесторов.

Президент США Барак Обама в Овальном кабинете смотрит фильм виртуальной реальности, снятый во время поездки в Национальный парк Йосемити в начале этого года. Личный помощник Ferial Govashiri сидит за столом слева. (Официальный Белый дом Фото: Pete Souza)

Тэйлор Фриман: Вы доказали, что хорошо делаете аппаратное обеспечение. И вы собираетесь и дальше двигаться в этом направлении. Есть ли еще область, где вы видите возможность приложения усилий прямо сейчас? Датчики? Различные варианты отслеживания положения и движения? Для того, чтобы это стало реально мобильным, нам нужно полное позиционное отслеживание. Есть ли другие области аппаратного обеспечения, куда могли бы вложить капиталы инвесторы из этой комнаты?

Ричард Тапалага: Оборудование всегда интересно. И это очень дорого. Это требует больших денег в течение большего количества времени. Даже после скромного успеха, вам требуется все больше и больше денег. Оборудование — это всегда трудно. Когда мы рассматриваем инвестиции в оборудование, есть одна вещь, на которую я всегда смотрю в первую очередь — является ли оборудование основной компетенцией компании? Во многих случаях, это сводится к программному обеспечению. Это не так много денег. Это больше о том, как вы капитализированы и как вы настраиваете компанию идти вперед, вот что действительно имеет значение.

Мы говорили о строительстве полного стека технологий, нечто напоминающее NextVR. Если, в конце концов вы программная компания, то очень много денег, полученных на создание аппаратного обеспечения, будут реально затруднять работу при слиянии или поглощении.

Когда мы смотрим на эти инвестиционные направления, то всегда хотим знать, решаете ли вы реальную проблему. Есть ли реальная проблема из-за которой стоит паниковать? Не ходите в поисках проблемы с готовым решением. Убедитесь в том, что есть проблема, которую вы собираетесь решить, что есть реальный рынок для этого, а затем постройте на этом бизнес.

В частности, когда я смотрю на виртуальную реальность, то я думаю, что одна из этих проблем приходит с чем-то, что помогает передать истинное чувство виртуальной реальности. Стоит сделать ставки на решение таких проблем, как разработка контента и инструменты, которые требуются для этого, а также на то, что поможет с взаимодействием и навигацией в виртуальной реальности. Эти проблемы в настоящее время решаются номинально, но это единственное место, где люди нуждаются в более качественных аппаратных средствах. При этом, конечно же, не стоит забывать и о программном обеспечении, которое так же требует большого внимания.

В будущем, следующая большая область применения аппаратных средств — это отслеживание глаз. Как только отслеживание глаз станет стандартом в аппаратном обеспечении, то возможное количество способов использования виртуальной реальности драматически возрастет, что также сделает возможность появления настоящий мобильной вычислительной среды, которая позволит обеспечить вас всеми возможными деталями. Как только мы видим, что отслеживание глаз приходит на мобильные платформы, то, поверьте, все будет действительно интересно.

Оригинал: uploadvr.com

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: