Виртуальная реальность может помочь людям преодолеть свои страхи и фобии

Владея собственным домом, одна из самых неприятных проблем, с которой вы можете столкнуться, это чистка водостоков. И не потому, что это тяжелая работа, на самом деле вам и не нужно прилагать каких-либо особых усилий. Нет, все потому что вам придется взбираться на эту глупую штуковину под названием «лестница».

Большинство людей не считают себя акрофобами (испытывающими боязнь высоты), но, когда речь заходит о взбирании на высоту выше 5 футов, многим становится не по себе. В любом случае, чистка водостоков — вещь необходимая. Мы можем говорить себе — «Соберись и сделай это, это всего лишь лестница», но картинки в голове, рисующие ваше падение на землю, заставляют нас все же повременить с этим занятием.

Что интересно, так это то, что именно отвращение к высоким местам притягивает множество пользователей к волнующей скалолазной игре для Oculus Rift под названием «The Climb» от Crytek. Даже когда мой желудок пытается свернуться узлом как веревка, связанная скаутом-орлом, мне все еще хочется надеть гарнитуру.

Если вы никогда не взбирались на гору в реальной жизни, то предложение попробовать это сделать, не покидая своего дома, выглядит очень заманчивым. И кто знает, может быть, проведя несколько волнующих часов в игре, вам будет легче взбираться на лестницу возле дома. Зная насколько сильным может быть эффект погружения в VR играх, это действительно имеет смысл.

Виртуальная реальность может помочь людям преодолеть свои страхи и фобии

Именно эта идея заложена в основу таких игр, как Arachnophobia от IgnisVR и Itsy от Mimerse.

Затрагивая сферы здоровья и психологии, эти приложения предлагают помочь тем, кто страдает нездоровым страхом пауков, моделируя тип экспозиционной терапии; метод, который заставляет пациента столкнуться со своим страхом для того, чтобы в будущем понизить чувствительность перед источником страха. В случае Arachnophobia, игроку предлагается присесть за стол в виртуальном среде, где он может вызывать пауков по собственному желанию, увеличивать или уменьшать их количество, в зависимости от текущего самочувствия. Для того, чтобы оценить эффективность данной игры, нужно либо боятся пауков, либо быть психологом. Чтобы лучше понять концепцию, которая легла в основу Arachnophobia можно узнать, что по этому поводу говорит Мартин Седжерс, соучредитель IgnisVR.

Виртуальная реальность может помочь людям преодолеть свои страхи и фобии

По словам Седжерса, также студента психологии в Открытом Университете Голландии, он создал Arachnophobia:

В основном, чтобы показать некоторые принципы экспозиционной терапии (постепенного воздействия) и показать людям, что VR может иметь место и в психологии.

Другими словами, игру не стоит воспринимать слишком серьезно.

Реальная терапия фобий или других патологий должна находиться под руководством настоящего психолога, сказал он. Врач будет иметь возможность контролировать состояние клиента и корректировать количество паукообразных, чтобы добиться наилучшего эффекта снижения чувствительности для каждого конкретного клиента.

Отсутствие под рукой психолога, который мог ввести нас в курс дела, может сделать такую игру как Arachnophobia, будь то серьезный инструмент или нет, немного непрактичной. Это вовсе не значит, что VR не способна предоставить помощь. Это означает, что разработчики должны быть осторожны, представляя публике приложения такого рода.

Особенно важно учесть, что при любом виде лечения существуют побочные эффекты и риски для здоровья. И если большинство VR разработчиков не являются лицензированными психологами, вполне возможно предположить, что они не могут полностью осознать риски, связанные с попытками создать софт, способный оказывать терапевтическое воздействие. Несмотря на это, Седжерс утверждает, что «VR действительно может иметь место в области психологии. Мы просто должны создать хорошие и научно обоснованные VR инструменты».

Для того, чтобы оценить достоинства таких приложений, как Arachnophobia, мы узнали мнение доктора психологии Ворренеты Кроуфорд Манн, директора консультационного центра «William and Mary Counseling Center».

Виртуальная реальность может помочь людям преодолеть свои страхи и фобии

На вопрос, видит ли она VR как вариант лечения фобий, доктор Манн ответила, поддержав точку зрения Седжерса:

Систематические десенсибилизации действительно часто используются при борьбе со специфическими фобиями. Этот метод предполагает процесс постепенного и последовательного воздействия на объекты фобии. Поэтому, да, если психолог сможет создать некоторое число различных сценариев или иметь доступ к ряду объектов в формате VR, этот метод может оказаться вполне действенным.

Конечно. Такие приложения могут быть полезными. Но не стоит забывать о возможных рисках для здоровья и как следствие, о различных правовых или моральных вопросах, которые могут возникнуть в процессе разработки терапевтического софта. Если говорить о здоровье человека, доктор Манн объяснила что следует учитывать.

Работая с кем-то, кто боится летать не стоит начинать с имитации полёта. Виртуальное моделирование лучше начать с дороги в аэропорт и к самому самолету. Истинные фобии могут перерасти в настоящий ужас довольно быстро, и должен быть способ контролировать процесс воздействия.

Если говорить о юридической стороне вопроса доктор Манн отметила, что любые правовые вопросы могут быть преодолены с правильной профессиональной консультацией. Её главное беспокойство, конечно же, это пациент.

Виртуальная реальность может помочь людям преодолеть свои страхи и фобии

Я переживаю за людей, которые решат попробовать такое лечение самостоятельно и развить еще более серьезные проблемы, используя продукт, который не был предназначен для использования таким образом.

Что все это означает для будущего VR? Это означает, что VR может быть эффективно использована в лечении психических заболеваний. Тем не менее, разработчикам лучше воздерживаться от создания чего-либо слишком серьезного без консультации лицензированного психолога. Для нас это означает, что в ближайшем будущем нас ждёт ещё много «Nope». И не потому, что VR может испугать нас до смерти или обострить уже существующие проблемы. Но потому что получение реальной помощи — это нечто большее, чем испытание своих нервов в виртуальной реальности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: